[В МЕНЮ]

Программа развития

МОУ ТАГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
 ГЛАЗУНОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

«Адаптивная модель современного образовательного пространства
в рамках сельской школы»

 

 

РАЗДЕЛ  I. Введение

РАЗДЕЛ  II. Информационная справка

РАЗДЕЛ  III. Аналитико-прогностическое обоснование

РАЗДЕЛ  IV. Концепция желаемого будущего состояния школы

РАЗДЕЛ  V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние

 

 

РАЗДЕЛ  I. Введение.

 Краткая  аннотация  Программы. 

Программа развития МОУ Тагинская средняя общеобразовательная школа на 2009-2014 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.

Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах:

·        личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие;

·        гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе;

Адаптация есть многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания.

Виды  адаптации:

-         психологическая

-         социальная

-         технологическая

-         физиологическая

-         экономическая

-         бытовая

-         политическая

-         правовая

-         этнодемографическая

Адаптация – изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения (Краткая философская энциклопедия. М: Прогресс: Энциклопедия, 1994, с. 364).

Модель адаптивной школы – воспитательно-образовательное учреждение, которое "стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды" (Е.А.Ямбург).

В разработке Программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

-         Конвенция о правах ребенка

-         Законы РФ и РТ "Об образовании"

-         Устав МОУ Тагинская средняя общеобразовательная школа

Программа развития школы «Адаптивная модель современного образовательного пространства в рамках сельской школы» является продолжением программы развития на 2004-2009 гг.

 

РАЗДЕЛ  II. Информационная  справка.

МОУ Тагинская средняя общеобразовательная школа  ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит совету школы. Постоянно действующим руководящим органом Учреждения, рассматривающим основополагающие вопросы образовательного процесса, является Педагогический совет Непосредственное управление педагогическим процессом осуществляет директор школы, его заместители по учебной и  воспитательной работе. 

1.  Общая  характеристика  школы.

Год ввода в эксплуатацию – 1966 год. 

Адрес школы: Орловская область, Глазуновский район, с. Тагино, улкольная, д.8

Свидетельство об аккредитации ГА № 004457 

Регистрационный № 1410 от 27 февраля 2009 г. до 26 февраля 2014 г.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности РО № 000875

Регистрационный № 463 от 26 ноября 2010 г. до 26 ноября 2016 г.

Школа имеет центральное отопление, электрическое освещение, холодное   водоснабжение, канализацию, столовую, спортзал, оборудованные кабинеты. Библиотека имеет в своем фонде 1444 экземпляров учебников и 561 экземпляров методической литературы, художественный фонд – 1581 экземпляров.

2.      Численность  учащихся.

 

Конец 2007/2008 учебного  года

149 учащихся.

Начало 2008/2009  учебного года

127 учащихся.

Конец 2008/2009 учебного года

126 учащихся.

Начало  2009/2010 учебного года

107 учащихся.

Конец 2009/2010 учебного года

108 учащихся.

Начало 2010/2011 учебного года

104 учащегося.

 

3.  Характеристика   учителей.

В школе работает 25 учителей.

Награждены:

·        Значком «Отличник народного просвещения» - 7

·        Грамотой Министерства образования – 1

 

17 учителей имеют высшее педагогическое образование, 8 – среднее специальное.
Стаж работы: до 5 лет – 1, до 20 – 8, до 30 – 8, свыше 30 лет – 8. Средний возраст учителей – 45 лет.

6 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 5 – первую, 14 – вторую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5. Состояние материально-технической базы.

 

 

Количество

Состояние

Оптималь-ное

Допустимое

Критичес-кое

Спортивный зал

1

 

+

 

Стадион

1

 

+

 

Актовый зал (совмещенный)

1

 

+

 

Столовая (совмещенная)

1

 

+

 

Мастерская (столярная и слесарная)

 

 

1

 

 

 

+

 

 

Кабинеты:

-         машиноведения

-         русского языка

-         иностранного яз.

-         математики

-         химии

-         биологии

-         физики

-         истории и обществознания

-         географии

-         начальных кл.

-         обслужив. труда

-         информатики

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

 

 

 +

 +

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

Компьютеры

18

+

 

 

Телевизор

2

 

+

 

Библиотека

1

 

 

 

Информационно - технологическое обеспечение:

 

Наличие в ОУ оргтехники

Количество

Сканер

3

Модем

2

Принтер

5

Копировальный аппарат

-

Факс

1

Телевизор

2

Видеомагнитофон

1

DVD

1

Домашний кинотеатр

1

Фотоаппарат

3

Видеокамера

1

Веб-камера

1

Музыкальная клавиатура

1

Магнитофон

2

Обеспеченность учебного процесса компьютерной техникой:

 

Тип компьютера

Количество

Где установлен

Кем используется (предметы)

Год установки

Pentium II и ниже

Pentium III и выше

 

5

13

Кабинет информатики, кабинет биологии, библиотека

Физика,

Информатика,

История,

Химия,

Биология, Математика,

Русский язык

2001 г.

2006 г.

2008 г.

 

Технические средства обучения:

 

Наименования

Количество

Состояние

Музыкальный центр

1

Хорошее

Мультимедийный проектор

2

Хорошее

Интерактивная доска

1

Хорошее

 

ü      Пришкольный участок – 0,8 га.

ü      Столовая: Площадь - 110 м 2, посадочных мест – 80.

ü      Спортивный зал – 162 м 2, типовой

ü      Спортивная площадка – 5000 м 2.

ü      Мастерские: учебно – производственные мастерские (комбинированного типа – слесарная, столярная), общая площадь - 84 м 2.

 

Технические и транспортные средства:

 

Вид техники

Количество

Состояние

Примечание

Станки и оборудование

5

В рабочем состоянии

-

Автотранспортные средства

1 – ПАЗ 32053-70

В рабочем состоянии

-

Другие

1 – трактор МТЗ –80

сельхозинвентарь:

картофелесажалка – 1,

картофелекопалка –1,

культиватор – 1,

плуг –1.

В рабочем состоянии

 

В рабочем состоянии

В рабочем состоянии

В рабочем состоянии

В рабочем состоянии

 

 

 

6.     Здоровье детей.

 

Медико-социальные условия пребывания обучающихся в ОУ за 5 лет:

 

2005 – 2006 учебный год

 

2006 – 2007 учебный год

 

2007 – 2008 учебный год (осмотрено - 149 учащихся)

 

2008 – 2009 учебный год (осмотрено - 108 учащихся)

 

2009 – 2010 учебный год (осмотрено - 104 учащихся)

 

8.  Характеристика социума.

 Школа расположена на территории Тагинской сельской администрации Глазуновского района Орловской области. Современное здание построено в 1966г. За последние 4 года количество учащихся уменьшилось на 25%. В микрорайоне увеличилось количество пенсионеров. Здесь проживают, в основном, работники ХП имени Чапаева", ХП «Тагинское».

В окружении школы находится медицинский пункт, работники которого осуществляют контроль за состоянием здоровья учащихся, сельский Дом культуры.

 

Уровень  успеваемости  и  качества  знаний.

 

 

2007/2008 учебный год

2008/2009 учебный год

2009/2010  учебный год

Успеваемость

97,3 %

100%

100 %

Качество

 33,5 %

 37 %

39 %

Не успевают

4

 -

-

Медалисты

 -

 1

1

 

Сведения о количестве учащихся, занимающихся в различных медицинских группах (за 5 лет):

 

Год

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

Освобождены от занятий

2005-2006 учод

130 (75,1 %)

27 (15,6 %)

16 (8,2 %)

2 (1,1 %)

2006-2007 учод

24 (15,3 %)

99 (63,4 %)

32 (20,5 %)

1 (0,8 %)

2007-2008 учод

117 (78 %)

16 (10,6 %)

15 (10 %)

2 (1,4 %)

2008-2009 учод

82 (76 %)

12 (11,1 %)

12 (11,1 %)

2 (1,8 %)

2009-2010 учод

86 (82,7 %)

10 (9,6 %)

8 (7,7 %)

-

 

 

РАЗДЕЛ  III. Аналитико-прогностическое  обоснование.

Необходимость разработки данной Программы развития модели адаптивной школы определяются из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

1. Анализ  внешних  факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом:

-         четырехлетняя начальная школа;

-         относительная завершенность общего образования в основной школе;

-         возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствование, изменения от педагогов  - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, следующие:

-        показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;

-        нивелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает "безличный " подход к учащимся;

-        сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка;

-        слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

-        недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым:

-        выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

-        создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

-        интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей  занятости учащихся во внеурочное время (кружки, секции, студии);

-        создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

-        формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

-        создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор.

Микрорайон школы "стареет", численность учащихся существенно снижается. Анализ прогнозов контингента учащихся на 2009 – 2014 гг. показывает, что он сократится на половину. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит найти школе свою "привлекательность" для родителей, учащихся.

На основе изучения социума школы, учитывая, что в микрорайоне нет других учреждений для детей, можем сделать вывод, что необходимо по максимуму привлечь возможности школы,  чтобы обеспечить занятость детей по интересам.

Возникает и кадровый вопрос. К сожалению, в последние годы в школу приходят учителя с низкой профессиональной подготовкой,  не проявляющие должного интереса к педагогической работе.

2.  Анализ внутренних факторов.

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

-         достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

-         односменность режима работы, пятидневка для 1 класса школы;

-         система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

-         начало формирования ученического самоуправления;

-         система и координация деятельностью всех структур коллектива администрацией школы;

-         соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

-         гражданско-нравственная направленность воспитательной системы. Введение курса «Обществознание».

Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку.

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

-         слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам;

-         недостаточная материально – техническая база;

-         неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;

-         снижение творческой активности учащихся;

-         низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учится, особенно в основной школе;

-         самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу;

-         сравнительно низкий показатель качества обучения некоторых педагогов.

Для решения указанных проблем необходимо ввести два стандарта содержания образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник – "ученик должен" и стандарт повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик – "ученик может".

Организация учебно-воспитательного процесса, основанного на дифференциации, предполагает:

1.   Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями.

2.   Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума – использование возможностей каждого члена социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения.

Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде.

С другой стороны, школа не обеспечивает полностью противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым создание модели адаптивной школы.

РАЗДЕЛ   IV. Концепция  желаемого  будущего  состояния  школы.

 Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

1.       сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение двух  лет;

2.     неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;

3.    определенный контингент учащихся.

Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптивной модели школы.

Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в образовательно – воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Миссия адаптивной модели школы:

1.    Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

2.  Содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.

Общей задачей деятельности при адаптивной модели школы мы считаем достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации.

Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы:

-        создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

-        предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности

-        формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель").

Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:

-         овладение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, общения;

-         социальная адаптация учеников в реальной жизни;

-         психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности.

Принципы обучения и воспитания в модели.

В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы мы кладем следующие принципы:

1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

- ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;

- уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

- приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

- субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

- самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;³     социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

-  индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально – неповторимого потенциала личности.

2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни в условиях нестабильных экономических отношений.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

3.  Принцип гуманности, предполагающий

- создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

- формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями)

-  развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам родного края;

- формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

- создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам.

4.      Принцип демократичности,

предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

- разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;

- создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

- разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

-  развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;

- развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

5.  Принцип научности, предполагающий:

-   развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

- постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (граждановедение, история мировых цивилизаций),

- создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

6.  Принцип  природосообразности предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

7. Принцип эффективности социального взаимодействия

предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

Модельное представление адаптивной школы. Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, с элементами профильного обучения в 10-11 классах за счет индивидульной работы с учащимися, введения элективных курсов по ряду предметов,  обладающее своей системой воспитания гуманистического типа, с сетью кружков и секций во вторую смену, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам.

Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе методикопсихолого – педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.

Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами.

 

Модель  выпускника МОУ Тагинская средняя общеобразовательная школа

 

Направления

Критерии

Начальная  1 – 4

Основная  5 – 9 

Средняя (полная)

 10 – 11 

Гражданские качества

- знание своих прав и обязанностей;

- долг и ответственность перед семьей и школой;

- осознанность своих поступков;

- патриотизм;

- правдолюбие.

- знание своих прав и обязанностей;

- любовь к родному городу, республике;

- любовь к природе, охрана ее;

- уважение к традициям народа;

- иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений.

- знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать;

- активная гражданская позиция;

- умение ориентиро-ваться в общественно-политической жизни страны;

- принципиальность;

- патриотизм;

- воспитание национального самосознания.

Нравственные качества

- понятие чести, достоинства;

- выдержка;

- умение жить в коллективе;

- взаимопонимание и взаимовыручка.

- доброта;

- милосердие;

- взаимовыручка;

- честность;

- порядочность;

- понимание другого человека;

- уважение к старшим;

- здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к чужому труду;

- гуманизм;

- любовь к школе;

- обязательность.

- гуманизм;

- честность;

- бескорыстность;

- справедливость;

- трудолюбие;

- самоуважение;

- порядочность;

- доброжелательность.

Интеллектуальные способности

- сформированный запас ЗУН;

- использование ЗУН на практике;

- понимание, что учеба – это труд.

- стремление к познанию;

- расширение своего кругозора;

- умение анализировать;

- самостоятельность мышления;

- любознательность;

- способность к самообразованию.

- эрудированность;

- умение применять знания в жизни;

- владение новыми информационными технологиями;

- творческий подход к делу;

- самокритичность;

- способность к самосовершенствованию.

Общая культура

- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;

- чувство прекрасного;

- внешний опрятный вид.

- культура поведения;

- приобретение навыков этикета;

- приобщение к художественным ценностям;

- знание норм морали;

- уважительное отношение к прошлому.

- владение нормами морали и культурного поведения;

- знание общечеловеческих ценностей;

- культура общения;

- культура умственного труда.

 

РАЗДЕЛ  V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.

5.1.    Приоритетные проблемы и структурирование их.

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы.

I.                   Кадры.

1.      Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку.

2.      Совершенствовать систему поощрения творчески активно работающих сотрудников.

3.      Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы:

-  создание психологических комфортных условий;

-  формирование нового профессионального мышления.

II.                Материально – техническая база.

1.      Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.

2.      Систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем учащихся, обеспечивая индивидуальными программами развития.

3.      Систематизировать работу методической службы, знакомя учителей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями.

III.Формирование физически здоровой личности.

1.      Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.

2.      Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.

3.      Повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.

4.      Совершенствовать организацию питания учащихся.

5.      Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

IV. Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.

1.      Совершенствовать учебные планы и программы по предметам.

2.      Развивать взаимодействия  учебных дисциплин на основе межпредметных связей.

3.      Осуществление целостной системы развития национального самосознания учащихся на базе языковой национальной среды и методом "погружения" в культурную национальную среду.

4.      Формировать у учащихся понимание многообразия, взаимовлияния и взаимостимулирования развития разных культур народов, населяющих территории России, всего мира через национальные традиции, обычаи.

5.      Возрождать традиции общественного воспитания, нравственного кодекса, национальной педагогики, учитывая историко-культурное своеобразие региона, его определенных социально-экономических условий.

6.      Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.

V.  Развитие творческих способностей учащихся.

1.      Привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам, выставкам вне стен школы.

2.      Создать творческую атмосферу в школе путем введения факультативов, кружков, музейно-экскурсионных работ.

3.      Модулировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности.

4.      Организовать публикацию творческих работ учителей и учащихся в методических изданиях и в местной прессе.

VI. Развитие школьного самоуправления учащихся.

1.      Разработка локальных актов по ученическому самоуправлению.

2.     Выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности.

3.     Определение организационной структуры  ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.

4.     Организация деятельности органов ученического самоуправления.

5.   Мониторинг.

VII. Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом.

1 .

1.      Формировать систему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций через организацию проведения тематических родительских собраний, дней "открытых дверей", общешкольных собраний, конференций отцов.

2.      Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.

3.      Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через

-  родительские собрания;

- организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела;

- помощь в укреплении материально-технической базы;

- родительский патруль;

- индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.

4. Участие родителей и общественности в управлении школой через:

- Совет школы;

- педагогический совет школы;

- родительский комитет.

 

СВЯЗЬ С СОЦИУМОМ

 

            IV. Учебный процесс

Деятельность педколлектива, направленная на улучшение учебного процесса.

 

Основные направления деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

1. Работа по преемственности детского сада и начальной школы и основной, основной и средней:

-        - совещание при директоре "Итоги контроля в 5-ом классе"

-          -собеседование с работниками детского сада по проблемам преемственности  д/с и начальной школы и здоровье сберегающих условий.

-       -  проблемы адаптации, успеваемости учащихся 10 класса (совещание при директоре). 

 

 

X

 

IX

 

 

IX

 

I

 

 

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР 

 

Заместитель директора по УВР 

Заместитель директора по УВР

2. Совершенствование системы программного дополнительного образования:

а) открытие предметных кружков: эстрадное пение, вокального, риторика, англ. языка, «Мой друг компьютер», «Столяр-конструктор», «Эрудиты», «Юный эколог» и т.д.

б) привлечение учреждений доп.  образования плазуновка для организации:

-        -  ДЮСШ   – спорт. секций, введения дополнительного часа во 2-11 классах для проведения уроков физкультуры;

     -  детской школы искусств для обучения учащихся школы технике исполнения на различных музыкальных инстументах.

 

 

IX

 

IX

 

 

Рук - ли кружков

 

Администрация

3. Дифференциация обучения школьников по различным направлениям учебных планов. 

-         диагностика склонностей и способностей учащихся 4, 9 классов

-         мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 классах

 

 

 

 

V-IX

 

 

 

 

 

 

Заместитель директора по УВР, классные руководители.

 

4.  Работа с одаренными детьми. Школьные олимпиады, смотры, конкурсы:

       -  школьный тур предметных олимпиад.

 

 

X

 

Заместитель директора по УВРчителя-предметники

 

5.  Подготовка и проведение итоговых контрольных работ, итоговой аттестации учащихся:

-         подготовка текстов контрольных работ для 1-3, 5-8, 10 классов;

-         подготовка билетов практических заданий для устных экзаменов в 9, 11 классах;

-         организация консультаций;

-         проведение линеек, родительских собраний;

-         изучение нормативной документации.

 

 

IV

V

 

 

Рук – ли ШМО

 

Учителя-предметники

Администрация

Классные рук - ли

6.  Организация совместной деятельности школы и вуза, направленное на улучшение подготовки абитуриентов в высшие  средние специальные учебные заведения:

-         организация встреч учащихся выпускных классов с преподавателями  ССУЗов и вузов.

 В течение года

VIII-IX

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  Профориентационная работа:

Курс «Самоопределение»

-         беседы о профессиях на уроках;

-         встречи с родителями разных профессий;

-         семинар для классных руководителей.

В течение года

 

  Директор

V.  Основные направления воспитательной работы:

-     гражданско-нравственное;

-     формирование положительных привычек;

-     познавательная деятельность;

-      художественная деятельность и эстетическое воспитание;

-      трудовая деятельность;

-   физкультурно-оздоровительная работа;

-      работа с учащимися девиантного поведения;

-       создание структуры ученического самоуправления.

 

         VI.  Взаимосвязь с родителями и общественностью.

 

п/п

Мероприятие

Сроки

Исполнитель

1

Организация и проведение общешкольной конференции "Выполнение Устава школы» 

26 октября 2010 г.

Директор

2

Организация работы общешкольного родительского комитета.

Ежемесячно

Директор

3

Организация  классных родительских собраний   "Психолого-физиологические основы воспитания детей в семье".

  Октябрь-ноябрь 2010г.

 Администрация, классные руководители

4

Создание и организация работы Совета школы.

IX

X

Директор

5

Общешкольные родительские собрания:

-         профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;

-         итоговая аттестация. Подготовка к новому учебному году.

 

 

XII

 

 

IV

 

 

 Директор,

Инспектор ППН,

Заместитель директора по УВР

6

Работа родительской приемной.

Суббота

Еженедельно

Администрация

7

День семьи (по графику):

-         Наркотикам – нет! Жизни – да!

-         Любовь и дети

-         Досуг в семье

-         Отцы и дети. Конфликты в нашей жизни.

 

IX

 

X

I

IV

Директор

9

Родительские рейды в неблагополучные семьи.

Регулярно

Кл. руководители

10

Патрулирование родителей в вечернее время.

Регулярно

Директор

11

Классные родительские собрания.

Ежемесячно

Кл. руководители

12

Включение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, праздников.

Регулярно

Кл. руководители

 

 

III  этап.    Работа над реализацией  комплексных - целевых  программ  в 2009 – 2014 гг.

 

На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование.

 

Направления деятельности.

 

На 1-й ступени – начальная школа:

-         центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;

-         обновление и коррекция учебных программ с учетом  уровня обучаемости детей;

-         тесная связь учителя с семьей;

 

К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения  учебной программы.

 

 

На 2-й ступени – основная школа:

-         сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);

-         формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;

-         повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;

-         формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков;

 воспитанников, с целью выбора дальнейшего профиля обучения;

-         дифференцированная работа с родительской общественностью;

-         работа классного руководителя с индивидуальной картой развития учащегося совместно с учителями – предметниками, психологами, родителями;

- оформление портфолио на каждого учащегося в конце учебного года;

- ведение элективных курсов;

-         вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.

 

В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальная карта развития учащегося, проводятся скрининги физического развития 2 раза в год, осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления: участвуют в выборах и работе органов власти и управления школьной республики.

 

На 3-й ступени – средняя школа:

-   формирование научного стиля мышления, который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;

-      развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

- организация индивидуальной работы по учебным предметам по интересам, ведение элективных курсов;

 - сберегающая задача (для подростков, которым сегодня некуда идти, кто не горит желанием овладевать серьезными программами);

-    социальная и предпрофессиональная  адаптация;

-    установление непосредственных контактов с преподавателями  вузов и ССУЗов, учреждениями начального профессионального образования;

-     завершение работы классными руководителями с индивидуальной картой развития учащихся;

-     организация и работа в органах ученического самоуправления.

 

В итоге должны быть обеспечены:

-      усвоение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого обучения в старших классах;

-      профессиональная ориентация;

-      приобретение знаний для продолжения образования;

-        социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления.

  

5.3.      План  действий  по  реализации  Программы.

 

п/п

Основные  мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

 I.   Сохранение  и  развитие  действующей  системы  образования  в  школе.

1

Обеспечить сохранение единой системы с целью получения среднего общего (полного) образования с учетом запросов учащихся и социального заказа.

2009-2014

Администрация школы

2

Изучение социального заказа родителей

2009г.

Администрация школы

3

      Обеспечить внутришкольную локальную сеть

2009-20010 г.г.

Администрация

4

Внедрить в УВП здоровьесберегающие технологии

Постоянно

Администрация

5

Сохранять и развивать инфраструктуры медицинского обслуживания и оздоровления учащихся и педагогов

Постоянно

Врачи ЦРБ, фельдшера местного медпункта

6

Вести учет детей от рождения до достижения 18 лет

Ежегодно

Администрация

Обновление  содержания  образования

1

Разработать концепцию развития школы на период 2009/2014 годы.

2009 г.

Администрация

2

Подготовить документацию и подать заявку на экспериментальную площадку «Формирование методического обеспечения при использовании современных мультимедийных технологий в преподавании предметов естественного цикла на основе имеющихся в школе компьютерного оборудования». (Кабинеты информатики, биологии)

2010 г.

апрель

Администрация

3

Разработать программу преемственности образования на каждой ступени обучения

2010 г.

май

 Заместитель директора по УВР

4

Разработать программу работы библиотеки в соответствии с Программой развития

 2010 г.

апрель – май

Библиотекарь

5

Сформировать банк данных и обобщения передового опыта в методическом кабинете школы

2010 г.

 Заместитель директора по УВР

6

     Разработать учебные планы, включающие новые  элективные курсы в 9-11 классах.

 

2010-2011

 

 Заместитель директора по УВР,

учителя-предметники

7

Разработать календарно – тематические планы по  элективным курсам, утвердить их на методическом совете школы

2010

сентябрь

 Заместитель директора по УВР, учителя – предметники

 8

Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования.

2011-2014

 

Администрация

10.

Разработать на основе ФГОС примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение  данной программы.

Апрель-май 2011

Администрация

III   Совершенствование  воспитательной  системы.

1

Участие в конкурсе воспитательных программ.

2010 г.,

апрель– май

 Директор

2

Обеспечить выполнение комплексно – целевых программ с целью создания успешной адаптации учащихся в обществе:

-   Я – гражданин

-     Родители и дети

-      Профилактика вредных для организма явлений

-     Каникулы

-     Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних

-     Навыки жизни

 

Постоянно

 Директор

3

Обеспечить выполнение законодательства по защите прав ребенка, предупреждению детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам, реализация комплексно – целевых программ:

-      Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних

-     Профилактика вредных для организма явлений

-    Навыки жизни

-    Путь к здоровью

Постоянно

 Директор

4

Расширить участие родительской общественности в образовательном процессе:

-  родительские комитеты

- педагогический совет

2010-2012

Администрация

5

Продолжить практику сотрудничества служб по социальной адаптации учащихся

-     школа

-     инспекция ПДН

-      инспектор соц. опеки

 

Постоянно

 Директор

6

Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности

 2009-2014

Заместитель директора по ВР

7

Продолжить традиции школы, участие в  традиционных районных акциях

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

8

Организация и обеспечение деятельности органов ученического самоуправления

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

9

Дальнейшая разработка программы системы воспитания совместно с  кабинетом воспитательной работы областного ИУУ.

2010-2012

     Директор.,

     завабинетом воспитательной работы областного ИУУ. 

IV.    Перспективы  кадровой  политики.

1

Обеспечение выполнения комплексно – целевой программы "Кадры"

 2009-2014

Заместитель директора по УВР

2

Обеспечить социально – правовые гарантии для педагогов соблюдения охраны труда и техники безопасности

2002 – 2006

Администрация, профком

3

Разработать план повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечить его выполнение

2009-2014

Заместитель директора по УВР

4

Разработать и реализовать систему мер по самообразованию и отдыху работников школы и членов их семей

2009-2014

Администрация, профком

5

Проведение школьных туров  районных конкурсов:

-      учитель года;

-  «Классный самый классный»

Ежегодно

Администрация, проф. организации

6

Проведение благотворительных мероприятий с ветеранами педагогического труда

Ежегодно

Администрация, проф. организации

V.   Совершенствование  системы  управления  школой

1

 Упорядочить нормативно – правовую базу деятельности школы

  2009-2010

 Администрация

2

Подготовить нормативно-правовые акты, определяющие новую систему оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала.

Январь-февраль 2009

Директор

3

Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС.

Май 2011

Администрация

4

 

Обновить действующую систему контроля, диагностику анализа и регулирования учебно-воспитательного процесса

2011

Администрация

5

Разработать механизм привлечения спонсорских, интеллектуальных инвестиций в школу.

2009-2014

Администрация

VI.   Создание  здоровьесберегающей  среды  в  образовательном  процессе

1

Обеспечить выполнение комплексно – целевых программ поддержки и сохранения здоровья детей:

-   « Образование и здоровье»;

-  « Все цвета, кроме черного»

Постоянно

Администрация, преподаватель ОБЖ, фельдшера медпункта

2

Проводить комплексное изучение состояния здоровья учащихся школы на основании скрининг – обследования

Ежегодно: сентябрь, май

Администрация, фельдшер

3

Разработать и обеспечить выполнение программы «Здоровое поколение»

2009-2014

Заместитель директора по ВР, учитель физкультуры

4

Практиковать проведение Дней Здоровья в школе

Постоянно

 Директор, учитель физкультуры

5

Организовать учебу родителей по формированию навыков здорового образа жизни

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, классные руководители

 

5.4.      Управление  процессом  реализации  Программы

 

Функции  управления

Содержание  деятельности

Информационно- аналитическая

Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели.

Мотивационно-целевая

Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом и т.д. по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе.

Планово-прогностическая

Совместно с Советом школы прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива

Организационно-исполнительская

Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей

Контрольно-оценочная

Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой.

Регулятивно-коррекционная

Обеспечение поддержания системы учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе.

 

5.6.  Ресурсное  обеспечение  выполнения Программы.

 

1. Нормативно – правовое:

-  формирование пакета утвержденных комплексно – целевых программ, обеспечивающих создание модели адаптивной школы;

-   при необходимости внесение изменений в Устав школы;

-  разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления;

- формирование и утверждение пакета документов по экспериментальной работе  «Формирование методического обеспечения при использовании современных мультимедийных технологий в преподавании предметов естественного цикла на основе имеющихся в школе компьютерного оборудования».

 

2.      Программно – методическое:

-  формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в разноуровневых профильных и базовых классах; по выполнению государственных программ по предметам;

-    разработка рекомендаций по технологии профильного, индивидуального обучения;

-     разработка календарно – тематических программ;

-     создание программы и плана экспериментальной работы по «Формирование методического обеспечения при использовании современных мультимедийных технологий в преподавании предметов естественного цикла на основе имеющихся в школе компьютерного оборудования»;

-     разработать требования и рекомендации по работе с индивидуальными картами развития учащихся.

 

3.      Информационное:

-       информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о модернизации образовательного процесса в школе.

 

4.  Мотивационное:

-   разработать стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);

-    усилить мотивационную работу среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе.

 

5.  Кадровое:

-    обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима;

-     подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;

-    курсовая переподготовка  учителей.

6.  Организационное:

-    составить учебный план и расписание для работы;

-   подготовить условия для реализации экспериментальной работы по взаимосвязи с родителями по "Педагогическим технологиям концентрированного обучения";

-      подготовить условия для работы с индивидуальными картами развития ребенка.

  

7.  Материально – техническое:

-     провести ремонтные работы спортивного зала, системы отопления,  холодного и горячего водоснабжения, канализации;

-   приобрести учебные кабинеты по математике, химии, географии, литературе, английскому языку;

                     

-     организовать пополнение фонда библиотеки учебниками, методической и художественной  литературой, мультимедийными пособиями в соответствии с ФГОС.

 

  

5.7.      Организация  и  контроль  за  выполнением  Программы.

 

Координация и контроль за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой, Советом школы:

-   анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-     осуществляют тематический, текущий, персональный контроль

 

Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.

 

[В НАЧАЛО]    [В МЕНЮ]